ОСНОВЫ ПСИХОПУНКТУРЫ

 

Психопунктура, базовые понятия.

 I. Теория Инь-Ян

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени не похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: «Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца». Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме: всё существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)

Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы. Например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.

Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

  • Ян — верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов, Чи;
  • Инь — внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.

Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением: ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь).

Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и т.д.).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции – к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция – это отражение существования структуры и движущая сила её развития.

Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь. А накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь.

При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушении равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере (рис. 1)

монада

рис.1. Монада (Эмблема «Великого Предела»)

Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.

Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.

II.  Теория   У-Син

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь — Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и  этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды), три силы Земли (вода, огонь, ветер)  и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу  трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки)  и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т. д.

Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке — четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пятичастная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”: Деревом, Огнём, Землёй, Металлом, Водой.

В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга:       Дерево – Огонь – Земля – Металл – Вода.

А в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются следующим образом:  Дерево – Земля – Вода – Огонь – Металл.

Graphic2-300x211  

 Рис. 2.  Система пяти первоэлементов (У-Син)

 Теория У-Син —  или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Сама  теория, будучи метафизической и архаичной, дает возможность понять традиционную восточную медицину.

Эта теория постулирует,  что все во вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и  вода, которые находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Это определяет состояние их непрерывного движения и изменения (Син — движение). Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.

Дерево символизирует рост и развитие и объединяет предметы и явления как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.

Огонь символизирует период максимального развития и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.

Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.

Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.

Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.

Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов.

Например, в годовом цикле Дерево соответствует весне, Огонь — лету, Металл — осени, Вода — зиме, а Земля — астрономической середине года — точке  летнего солнцестояния (“вечному лету”). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, “склонению” солнца на запад, заходу и полуночи.

В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам:

  • к категории Дерево относятся Печень  и Желчный пузырь;
  • к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, Перикард, Три части туловища;
  • к категории Земля относят Селезенку — поджелудочную железу;
  • к категории Металл относят Легкие и Толстый кишечник;
  • к категории Вода относят Почки и Мочевой пузырь.

К таким  же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов, т.н. античные точки.

Учение У-Син (учение о пяти элементах) согласуется с теорией Ян – Инь. Первоэлементы Дерево и Огонь причисляют к Ян, Металл и Вода – к Инь. Первоэлемент Земля находится посередине, образуя поворотную точку между Ян и Инь (рис. 3).

Безымянный3

рис. 3 Взаимосвязь теории У-Син с теорией Ян-Инь

 Теории У-Син  и Ян-Инь  — две философские концепции, отражающие объективные законы реального мира, до настоящего времени не утратили своей практической значимости, а только дополняются новым содержанием, основанным на современной клиническом опыте.

 III. Взаимодействия между пятью первоэлементами

  Безымянный4

Рис. 4  Первоэлементы и их связь с органами

 Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-Син между пятью первоэлементами существуют следующие связи:

  1. Стимулирующие (способствующие возникновению и развитию);
  2. Угнетающие (ограничивающие);
  3. Избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);
  4. Избыточно угнетающие (гиперугнетающие);
  5. Обладающие обратной стимуляцией;
  6. Обладающие обратным угнетением;

Эти связи бывают нормальные и патологические. К нормальным относятся первая и вторая связи; к патологическим – связи с третьей по шестую включительно.

1. Стимулирующие связи.

Под этим подразумевается связь, при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен).

Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огоньстимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, Металл стимулирует Воду, Водастимулирует Дерево. Эту связь часто называют «Отец-сын» для элементов Ян или «Мать-дочь» для элементов Инь. Такая стимуляция существует в физиологии и  объясняет взаимные связи между внутренними органами (рис. 2, связь по кругу).

2. Угнетающие связи.

Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает  Воду, Вода угнетаетОгонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево (рис. 2, связь через элемент). Такую связь часто называют «Бабушка-внучка» или «Дед-внук».

Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи, т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.

 3.Гиперстимулирующее воздействие.

Если какой-либо орган  избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим  действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево)  происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь). При воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическими явлениями.

4. Гиперугнетающее воздействие.

Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией  в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.

5. Обратная стимуляция.

Это стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент  достаточно силен «сын» и он оказывает обратное воздействие на «отца». Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.

6.Обратное угнетение.

Это угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизиться перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам.

Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.

Например, если первоэлемент Дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент Землю и оказывает обратное угнетающее действие  на первоэлементМеталл. Если первоэлемент Дерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента Земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента  Металл.

Рассмотрим принцип эволюции пяти элементов и их динамику. Можно сказать, что благодаря Воде растут деревья. Если потереть два куска дерева, они разогреются и символически родится огонь. Если поднести Огонь к Дереву, оно сгорит и превратится в пепел, символизирующий Землю. Тепловые процессы Земли порождают твердые элементы, символически представленные Металлом. Огонь расплавит Металл и превратит его в жидкость, символически — Воду. Описанное здесь известно, как закон порождений, или эволюции.

Если соединить дерево и металл, то последний, благодаря своей твердости, порежет первый. Это означает, что Металл доминирует над Деревом, а Дерево подчиняется Металлу. Вода доминирует над Огнем, гася его. Земля окружает Воду, т.е. доминирует над ней, Но Земля уступает Дереву, т.к. корни дерева проникают в землю. Металл будет расплавлен Огнем и, таким образом, последний доминирует над первым. Подводя итоги, можно сказать, что:

  • Дерево доминирует над Землей, но подчиняется Металлу;
  • Огонь доминирует над Металлом, но подчиняется Воде;
  • Земля доминирует над Водой, но подчиняется Дереву;
  • Металл доминирует над Деревом, но подчиняется Огню;
  • Вода доминирует над Огнем, но подчиняется Земле.

Помимо законов эволюции и доминирования, существует закон деструкции или разрушения.

В качестве примера возьмем Дерево. Если сила Дерева чрезмерна, оно разрушит Землю. Дерево не должно быть слишком сильным, если Земля хочет выжить. Это же справедливо и в отношении других элементов, Огонь должен быть не слишком силен, иначе Металл будет разрушен. Земля должна быть не слишком «строга», чтобы было достаточно Воды. Металл не должен быть слишком твердым, иначе Дерево не сможет расти. Вода должна быть не слишком обильной, чтобы Огонь горел нормально.

Существует закон, называемый законом провокации или презрения. Он является дополняющим завершением для закона противоположностей (доминирование/управление и деструкция/разрушение).

В нормальных условиях Дерево доминирует над Землей. Но если Дерево становится слабее, чем обычно, то Земля осмеливается провоцировать, раздражать или ажитировать его. Вспомним индийскую поговорку, говорящую: «Когда у слона неприятности, даже лягушка может дать ему пинка». То же самое происходит и с другими элементами, Например, Огонь в нормальных условиях управляет Металлом. Но если Огонь ослабевает, то Металл будет провоцировать или презирать его. Обычно Земля управляет Водой, но если она (Земля) ослабевает, то Вода начинает «оскорблять» ее. В принципе Металл контролирует дерево, но если он ослабевает, то Дерево будет «презирать» металл. Вода доминирует над Огнем, но если Вода ослабевает (ее становится мало), то Огонь будет провоцировать ее.

Китайская медицина считает, что Огонь соотносится с духом, а Вода — с волей, мотивацией и интенцией, в то же время на уровне органов Огонь соотносится с сердцем, а Вода — с почками и надпочечниками. (см. далее)   Таким образом, если воля ослаблена, нами будет управлять мышление. Как следствие, мы будем вовлечены в порочный круг перегруженного мышления, приводящего к обсессии, что знакомо из практики клинического психологического консультирования.

Возбуждение имеет Ян-статус, что означает гиперфункцию сердца или элемента огонь, в то время как обсессия имеет такой же статус поджелудочной железы или элемента Земля. Огонь является матерью Земли, так же как возбуждение является матерью обсессии.

IV. Психопунктура Халлима Калера

КаларПсихопунктура – это новое направление в мировой психологии и медицине, в основе которого лежит холистический подход к пониманию сущности человека, где психика, тело и душа представляют собой единое целое. Главная задача метода заключается в приведение всех структур человека в сбалансированное состояние.

Метод позволяет быстро и эффективно разрешить внутри- и межличностные конфликтные ситуации, стимулировать творческую и деловую активность, способствует самореализации и самоактуализации индивидуума.

А.Базовые понятия

Эго-структуры личности

Из психоаналитического наследия Фрейда известны 4 эго-структуры:

1. Ид

2. Эго

3,  Идеальное Эго

4,  Суперэго

Согласно концепции Х. Калера существует еще одно эго, отсутствующее в теории психоанализа, которое играет решающую роль в развитии интрапсихической структуры личности. Оно названо «субэго» в качестве дополняющей противоположности к суперэго, однако не является просто его противоположностью.

Если суперэго представляет собой «фальсифицированное» эго, развивающееся в рамках семейной динамики в поздней постэдипальной фазе развития человека, то субэго представляет собой ядро первоначального эго.

Каждый ребенок рождается с унаследованным от родителей эго-паттерном, известным как «инстинктивные влечения» и названным Ницше «ид». В двух-четырехлетнем возрасте он развивает новую эго-структуру, называемую «первоначальное эго», которое, таким образом, фиксируется в преэдипальном периоде. В фазе эдипова комплекса, когда дочь «обожает» своего отца, а сын — мать в сексуальном отношении, зарождается другая эго-структура, известная как «идеальное эго». И это остается неизменным в течение последующего онтогенетического развития.

Фрейд использовал термин «Эдипов комплекс» для обозначения интенсивных отношений, формируемых во время фаллической или генитальной фаз развития, представляющих собой кульминацию развития детской сексуальности. Если первая фаза как либидинозная прегенетальная активность характеризуется аутоэротизмом (мастурбация), то последняя, будучи генитально фиксированной, кроме того, ассоциируется с ревностью, враждебностью и возникающими идентификациями.

Если мы хотим проанализировать развитие индивида в период формирования первоначального эго, то будет невозможно проследить его жизненные воспоминания, относящиеся к преэдипальной фазе Выйти за пределы ид индивида — значит преодолеть его инстинкты, а это возможно только, если существует другая форма эго, которая может отражать, с одной стороны, первоначальное эго, а с другой – ид, эго, которое связывает первоначальное эго и ид в качестве зеркального образа между ними, и сможет заполнить этот пробел. Оно названо «субэго» и является проекцией первоначального эго. В этом смысле ид функционирует в качестве проекции первоначального эго, поскольку «имаго» и соответственно образ будут результатом выражения инстинктов, т.е. ид.

В конечном итоге интерперсональный психический аппарат, с которым имеют дело при изучении теста, образует пять эго:

1.Ид

2 Субэго

3. Первоначальное Эго

4 Идеальное Эго

5. Суперэго

Крайне важно не только иметь это теоретическое знание, но и специальный метод определения указанных пяти эго-структур с помощью надежного теста. И, действительно, кукольный тест позволяет продемонстрировать, как эта цель может быть достигнута в течение десяти минут вместо десяти лет психоанализа, направленного на поиск внутри личностных конфликтов, которые представляют собой столкновение двух или нескольких мотивов, усиленное напряжением и тревогой и порождающее дезадаптивное поведение в рамках неврозов или психозов.

Graphic4.

В основе психопунктуры лежит уникальный диагностический и психокоррекционный  тест «BEST» (абревиатура от «Basic  Emotional  Structuring  Test»  —  Базовый Эмоциональный Структурирующий Тест). В нем Х. Калеру получилось сделать то, что до этого не удавалось никому. В психопунктуре удивительно соединились западный подход, в основе которого лежит психоаналитические представления З.Фрейда и восточный подход, в основе которого лежит Инь-Ян дихотомия и теория У-син.

Фрейдовская теория личности предполагает топографическое деление психики на подсознательное, предсознательное и сознательное, и структурное деление — на Ид, Эго и Суперэго ( более подробное рассмотрение предложенных понятий в Приложении 1).

 Бессознательное порождает сознательное через своего посредника — предсознательное. Что это значит?

Известно, что один элемент, например, Дерево порождает другой – Огонь. Это есть эволюция элементов. Если пойти на одно поколение дальше, в данном случае к Земле, то Земля есть «дитя» Огня, но Дерево противостоит Земле в соответствии с законом «управления», или в соответствии с законом «деструкции».

Для того, чтобы породить Землю, Дерево должно пройти стадию Огня. Здесь Дерево есть бессознательное, в то время как Огонь есть предсознательное, и Земля – сознательное.

  Graphic3

Рис.5. Теория пяти первоэлементов (У-Син) и эго-структуры

В теоретической модели структуры психики в терминах базовых эмоциональных паттернов человека Дерево считается ядром первоначального эго, Огонь — местоположением идеального эго, Земля — корнем субэго, Металл — гаванью суперэго а Вода — источник ид.

Применительно к патогенезу психических расстройств, психические заболевания в терминах эго-дисфункций классифицируются следующим образом:

  1. Психоз — заболевание первоначального эго.
  2. Невроз — заболевание идеального эго
  3. Мягкий невроз — заболевание субэго.
  4. Неврастения — заболевание суперэго.
  5. Пограничный синдром — заболевание ид.

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *